2
1.4 ООП направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, на создание основы
для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную
успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование,
сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
1.5 ООП разработана на основе примерных основных образовательных программ НОО и
ООО образования.
1.6 ООП содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса. Обязательная часть ООП НОО составляет 80 %, часть,
формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема ООП
НОО. Обязательная часть ООП ООО составляет 70 %, часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 30 % от общего объема ООП ООО.
1.7 ООП учитывает тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные
потребности и запросы обучающихся, воспитанников, их родителей (законных
представителей), общественности и социума.
1.8 ООП обеспечивает достижение обучающимися результатов освоения ООП в
соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным
образовательным стандартом.
1.9 В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательная программа
разрабатывается, утверждается и реализуется образовательным учреждением
самостоятельно.
1.10 Образовательная программа общеобразовательного учреждения рассматривается
педагогическим советом школы после обсуждения ее педагогическим коллективом и
родительским сообществом и утверждается директором.
2. Структура Основной образовательной программы.
Целевой раздел:
1. Пояснительная записка.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП.
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП.
Содержательный раздел:
1. Программа формирования универсальных учебных действий.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов.
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
НОО.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
5. Программа коррекционной работы
Организационный раздел:
1. Учебный план;
2. План внеурочной деятельности;
3
3. Система условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандарта.
Пояснительная записка должна раскрывать: 1) цели реализации основной
образовательной программы , конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС
к планируемым результатам освоения обучающимися основной образовательной
программы ; 2) общую характеристику основной образовательной программы ; 3)
принципы и подходы к реализации основной образовательной программы ; 4) описание
условий, созданных в образовательном учреждении для реализации основной
образовательной программы .
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования и основного общего образования должны: 1)
обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой
оценки результатов освоения основной образовательной программы ; 2) являться
содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных
предметов, технологии обучения и воспитания, а также для системы оценки качества
освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с
требованиями ФГОС; 3) структура и содержание планируемых результатов освоения
основной образовательной программы должны адекватно отражать требования ФГОС,
передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным
возможностям обучающихся; 4) планируемые результаты, описывающие цели,
характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала
(«Выпускник научится»), по годам обучения, а также в отношении знаний, умений и
навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как
пропедевтика для дальнейшего изучения предмета.
Учебный план начального общего образования и основного общего
образования (далее - учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию
требований ФГОС, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и
направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). Формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
реализации основной образовательной программы начального общего образования и
основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Учебные планы обеспечивают в случаях предусмотренных законодательством РФ
возможность обучения на государственных языках субъектов РФ и родном (нерусском)
языке, а также возможность их изучения , и устанавливают количество занятий,
отводимых на их изучение, по классам (годам) изучения.Для развития потенциала
обучающихся, прежде всего одарённых детей и детей с ограниченными возможностями
здоровья, могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей
(законных представителей) индивидуальные учебные планы.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
на ступени начального общего образования конкретизирует требования к результатам
начального общего образования и дополняет содержание учебно-воспитательных
программ. Программа формирования УУД должна: 1) устанавливать ценностные
4
ориентиры начального общего образования; 2) выявлять связь универсальных учебных
действий с содержанием учебных предметов; 3) определять характеристики личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
обучающихся; 4) определять условия, обеспечивающие преемственность программы
формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от
дошкольного к начальному и основному общему образованию; 5) перечень типовых задач
для оценки сформированное™ универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и
разрабатываются на основе: требований к результатам освоения основной
образовательной программы ; программ формирования универсальных учебных действий.
Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать: 1) пояснительную
записку, в которой конкретизируются общие цели НОО (ООО) с учётом специфики
учебного предмета, курса; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3)
описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) описание ценностных
ориентиров содержания учебного предмета; 5) личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 6) содержание
учебного предмета, курса; 7) тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности обучающихся; 8) описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса. Рабочие программы составляются преподавателями
образовательного учреждения на основе программ отдельных учебных предметов, курсов
ООП НОО и ООО образовательного учреждения.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на
ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение
духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и
внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества. В основу этой программы должны
быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности
российского общества. Программа должна содержать: 1) перечень планируемых
результатов воспитания - формируемых ценностей ориентации, социальных компетенций,
моделей поведения младших школьников; 2) рекомендации по организации и текущему
педагогическому контролю результатов урочной и внеурочной деятельности,
направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры; 3) рекомендации по
ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными
ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями
многонационального народа России и народов других стран по формированию у
обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций
общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в
самореализации в образовательной и иной творческой деятельности; 4) рекомендации по
развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации; 5) рекомендации по
формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром,
воспитанию основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
5
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования
знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья
обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных
составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка,
достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и
безопасного образа жизни должна обеспечивать: 1) пробуждение в детях желания
заботиться о своём здоровье; 2) формирование установки на использование здорового
питания; 3) использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их
возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях
физической культурой и спортом; 4) применение рекомендованного врачами режима дня;
5) формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная
двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные
вещества, инфекционные заболевания); 6) становление навыков противостояния
вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и
сильнодействующих веществ; 7) формирование потребности ребёнка безбоязненно
обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития,
состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на
основе использования навыков личной гигиены. Образовательное учреждение
систематически проводит мониторинг состояния здоровья обучающихся и уровня
сформированности потребности в здоровом образе жизни. Образовательное учреждение
разрабатывает план работы с родителями обучающихся для реализации данного
направления.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать психологопедагогическое сопровождение учебной и внеучебной деятельности младших
школьников. Программа коррекционной работы должна содержать: 1) перечень,
содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных
мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей
обучающихся; 2) мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении
основной образовательной программы начального общего образования; 3) описание
специальных условий обучения и воспитания детей с особыми образовательными
потребностями; 4) механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных
мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в
области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве
урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; 5) планируемые результаты
коррекционной работы.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования должна ориентировать
образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся,
достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов
начального общего образования и формирование универсальных учебных действий.
6
Система оценки достижения планируемых результатов должна содержать: 1) цели
оценочной деятельности, основные направления, описание объекта, критерии, процедуры
и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и
границы применения системы оценок; 2) комплексный подход к оценке результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования,
позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов
начального общего образования; 3) оценку динамики учебных достижений обучающихся,
используя наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких
методов оценки как проекты, практические работы, портфолио. самоанализ и самооценка,
наблюдения и другие; 4) предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая
оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального
общего образования).
3. Порядок разработки и утверждения основной образовательной программы
начального общего образования.
3.1 Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем
государственную аккредитацию МКОУ «Унчукатлинская СОШ» разрабатывается на
основе данного положения и Примерной образовательной программы образовательного
учреждения.
4. Управление Основной образовательной программой.
4.1 Первый уровень структуры управления ООП представлен коллегиальным органом
управления: педагогическим советом. Решение данного органа является обязательным для
всех педагогов, подразделений и руководителей школы.
Педагогический совет:
- рассматривает систему условий, обеспечивает определение перспектив развития ООП и
способствует их реализации посредством объединения усилий учителей, учащихся и их
родителей.
рассматривает ООП и учебный план школы;
рассматривает программы учебных дисциплин и курсов вариативного компонента
учебного плана.
4.2 Директор школы:
утверждает ООП;
утверждает учебный план школы на текущий учебный год;
утверждает рабочие программы учебных предметов и курсов;
утверждает программы внеурочной деятельности;
обеспечивает стратегическое управление реализацией ООП;
обеспечивает планирование, контроль и анализ деятельности по достижению
положительных результатов, определенных ООП;
создает необходимые организационно-педагогические и материально-технические
условия для выполнения ООП;
ежегодно представляет публичный доклад о выполнении ООП, обеспечивает его
размещение на сайте образовательного учреждения.
4.3 Заместитель директора по УВР:
7
обеспечивают разработку ООП в соответствии с положением;
организуют на основе ООП образовательный процесс;
осуществляют контрольно-инспекционную деятельность и анализ выполнения учебных
программ;
обеспечивают итоговый анализ и корректировку ООП;
обеспечивают разработку программ дополнительного образования;
осуществляют организацию занятий по программам дополнительного образования;
обеспечивают контроль и анализ реализации программ дополнительного образования.
обеспечивают проектирование системы воспитательной работы в школе;
осуществляют организацию воспитательной деятельности;
обеспечивают контроль и анализ воспитательной работы.
4.4 Методический совет:
координирует усилия различных подразделений школы по развитию научнометодического обеспечения ООП.
Методический совет призван:
обеспечить целостный анализ реализации ООП;
способствовать определению стратегических приоритетов ООП;
обеспечить разработку и корректировку ООП;
анализировать процесс и результаты внедрения комплексных нововведений в
образовательный процесс;
изучать деятельность методических объединений по реализации ООП.
4.5 Методические объединения:
способствуют совершенствованию методического обеспечения ООП.
Методические объединения учителей осуществляют следующую работу:
проводят проблемный анализ результатов образовательного процесса;
вносят предложения по изменению содержания и структуры учебных предметов и учебнометодического обеспечения;
проводят первоначальную экспертизу существенных изменений, вносимых
преподавателями в учебные программы;
рекомендует к использованию рабочие программы учебных предметов, курсов;
разрабатывают методические рекомендации для учащихся и родителей по эффективному
усвоению учебных программ.
Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации ООП .
Оценка эффективности деятельности образовательного учреждения осуществляется на
основе сравнения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования и основного общего образования с
результатами, достигнутыми выпускниками начальной школы и основной школы.
8