рабочего времени, установленной в соответствии с законодательством Российской
Федерации иным работникам по занимаемым должностям;
в) объёма фактической учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы)
педагогических работников, определяемого в соответствии с приказом N 1601;
г) времени, необходимого для выполнения входящих в рабочее время педагогических
работников в зависимости от занимаемой ими должности иных предусмотренных
квалификационными характеристиками должностных обязанностей, в том числе
воспитательной работы, индивидуальной работы с обучающимися, научной, творческой и
исследовательской работы, а также другой педагогической работы, предусмотренной
трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, методической, подготовительной, организационной, диагностической, работы по ведению
мониторинга, работы, предусмотренной планами воспитательных, физкультурнооздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с
обучающимися;
д) времени, необходимого для выполнения педагогическими работниками и иными
работниками дополнительной работы за дополнительную оплату по соглашению сторон
трудового договора.
1.3. Правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются
работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации
или иного представительного органа педагогических работников и иных работников (при
наличии такого представительного органа).*
_______________
* См. статью 190 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.3; 2006, N 27, ст.2878).
1.4. Режим работы руководителей образовательных организаций, должности которых
поименованы в разделе II номенклатуры должностей, определяется графиком работы с
учётом необходимости обеспечения руководящих функций.
1.5. Правилами внутреннего трудового распорядка организации в течение рабочего
дня (смены) для педагогических работников и иных работников предусматривается
перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30
минут, который в рабочее время не включается. Конкретная продолжительность
указанных перерывов устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка
организации или по соглашению между работником и работодателем.
В случаях, когда педагогические работники и иные работники выполняют свои
обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приёма пищи не
устанавливается. Педагогическим работникам и иным работникам в таких случаях
обеспечивается возможность приёма пищи в течение рабочего времени одновременно
вместе с обучающимися или отдельно в специально отведённом для этой цели
помещении.
II. Особенности режима рабочего времени учителей, преподавателей**, педагогов
дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования в
период учебного года, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей в
период тренировочного года или спортивного сезона
_______________
** Режим рабочего времени преподавателей, отнесённых к профессорскопреподавательскому составу, организаций, реализующих образовательные программы
высшего образования и дополнительные профессиональные программы, определён
в главе VII настоящих Особенностей.
2.1. Выполнение педагогической работы учителями, преподавателями, педагогами
дополнительного образования, старшими педагогами дополнительного образования,
тренерами-преподавателями, старшими тренерами-преподавателями (далее - работники,
ведущие преподавательскую работу) организаций характеризуется наличием
установленных норм времени только для выполнения педагогической работы, связанной с
учебной (преподавательской) работой (далее - преподавательская работа), которая
выражается в фактическом объёме их учебной (тренировочной) нагрузки, определяемом в
соответствии с приказом N 1601 (далее - нормируемая часть педагогической работы).
К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую
работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству
часов (далее - другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы,
предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности.
Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих
преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными
инструкциями.
2.2. Нормируемая часть педагогической работы работников, ведущих
преподавательскую работу, определяется в астрономических часах и включает
проводимые учебные (тренировочные) занятия (далее - занятия) независимо от их
продолжительности и короткие перерывы (перемены) между каждым занятием,
установленные для обучающихся, в том числе "динамическую паузу" (большую
перемену) для обучающихся I класса. При этом учебная (преподавательская) нагрузка
исчисляется исходя из продолжительности занятий, не превышающей 45 минут.
Конкретная продолжительность занятий, в том числе возможность проведения
спаренных занятий, а также перерывов (перемен) между ними предусматривается уставом
либо локальным нормативным актом организации с учётом соответствующих санитарноэпидемиологических правил и нормативов. Выполнение учебной (преподавательской)
нагрузки регулируется расписанием занятий.
2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных
обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям,
занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных
видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых
с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:
самостоятельно - подготовка к осуществлению образовательной деятельности и
выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации
образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов,
курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так
и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и
склонностей обучающихся;
в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, - ведение
журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
правилами внутреннего трудового распорядка - организация и проведение
методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным
представителям) обучающихся;
планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными
актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством - выполнение
обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических
советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными
актами организации, коллективным договором, - выполнение дополнительной
индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных,
воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации
образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности,
конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях,
других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте,
коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно
связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты
(классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами,
лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими
объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их
содержания, срока выполнения и размера оплаты);
локальными нормативными актами организации - периодические кратковременные
дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые
при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения
за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в
течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями,
устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими
пищи.
При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих
преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания
занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого
работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий,
общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не
допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую
работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или
незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу,
привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не
позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.
Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по
решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого
государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на
период проведения единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ), предоставляются
гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами,
содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в
проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению
единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации
устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований
бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ*.
_______________
* См. часть 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст.7598; 2013, N 19, ст.2326; N 23, ст.2878; N 27, ст.3462, N 30,
ст.4036, N 48, ст.6165; 2014, N 6, ст.562, ст.566; N 19, ст.2289; N 22, ст.2769; N 23, ст.2930,
ст.2933; N 26, ст.3388; N 30, ст.4217, ст.4257, ст.4263; 2015, N 1, ст.42, ст.53, ст.72; N 14,
ст.2008; N 27, ст.3951, ст.3989; N 29, ст.4339, ст.4364; N 51, ст.7241; 2016, N 1, ст.8, ст.9,
ст.24, ст.78; 2016, N 10, ст.1320).
2.4. В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует
организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от
проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных
должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по
занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за
дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.
При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами
внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется
предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования его
для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к
занятиям.
2.5. Режим рабочего времени учителей 1-х классов определяется с учётом санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях", утверждённых постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N
189 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 марта 2011
года, регистрационный N 19993), с изменениями, внесёнными постановлениями Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 года N
85 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2011
года, регистрационный N 22637), от 25 декабря 2013 года N 72 (зарегистрировано
Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2014 года, регистрационный N
31751) и от 24 ноября 2015 года N 81 (зарегистрировано Министерством юстиции
Российской Федерации 18 декабря 2015 года N 40154), предусматривающих
использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый;
январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый), а также "динамическую паузу" (большую
перемену) в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут. Указанный
режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не
отражается.
III. Разделение рабочего дня на части
3.1. При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы
в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и
приёмом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими
Особенностями.
При составлении расписаний занятий организация обязана исключить
нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем
чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались
длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не
являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.
Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются
только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.
3.2. В исключительных случаях в организации с круглосуточным пребыванием
обучающихся, в которых чередуется воспитательная и учебная деятельность в течение дня
в пределах установленной нормы часов, работодатель с учётом мнения выборного органа
первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников
(при наличии такого представительного органа) устанавливает локальным нормативным
актом для воспитателей, осуществляющих педагогическую работу в группах
обучающихся школьного возраста, режим рабочего дня с разделением его на части с
перерывом, составляющим два и более часа подряд, с соответствующей компенсацией
такого неудобного режима работы в порядке и размерах, предусматриваемых
коллективным договором. Время указанного перерыва в рабочее время не включается.
Перерывы в работе, образующиеся в связи с выполнением воспитателями
педагогической работы сверх установленных норм, к режиму рабочего дня с разделением
его на части не относятся.
В целях экономии времени воспитателей целесообразно предусматривать вместо
режима рабочего времени с разделением его на части с перерывом более двух часов
режим их работы с разной ежедневной продолжительностью рабочего времени в утренние
часы до начала занятий у обучающихся и в часы после их окончания, имея в виду
установление суммированного учёта рабочего времени, с тем чтобы общая
продолжительность рабочего времени в неделю (месяц, квартал) не превышала
среднемесячной нормы часов за учётный период.
IV. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в
каникулярное время
4.1. Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации
и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными
им соответственно ежегодными основными удлинёнными и ежегодными
дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными
дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно - каникулярное
время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
4.2. В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников,
уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время
выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу,
связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их
педагогической работы (установленного объёма учебной (тренировочной) нагрузки
(педагогической работы), определённой им до начала каникулярного времени, а также
времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 настоящих
Особенностей (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное
время).
Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в
соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учётом
количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.
Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников,
используется также для их дополнительного профессионального образования в
установленном трудовым законодательством порядке.
4.3. Режим рабочего времени педагогических работников, принятых на работу в
период летнего каникулярного времени обучающихся, определяется в пределах
продолжительности рабочего времени или нормы часов педагогической работы в неделю,
установленной за ставку заработной платы.
4.4. Преподаватели организаций, реализующих образовательные программы среднего
профессионального образования и программы профессионального обучения, которым
установлен годовой объём учебной нагрузки, в каникулярное время, не совпадающее с их
отпуском, привлекаются к методической работе, участию в конференциях, семинарах,
мероприятиях по дополнительному профессиональному образованию, а также
организации и проведению культурно-массовых мероприятий, работе предметных
(цикловых) комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий.
4.5. Режим рабочего времени руководителей образовательных организаций,
должности которых поименованы в разделе II номенклатуры должностей, в каникулярное
время, не совпадающее с их отпуском, определяется в пределах продолжительности
рабочего времени, установленной по занимаемой должности.
Работники из числа учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала
организаций в период, не совпадающий с их отпуском, привлекаются для выполнения
организационных и хозяйственных работ, не требующих специальных знаний и
квалификации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.6. Режим рабочего времени всех работников в каникулярное время регулируется
локальными нормативными актами организации и графиками работ с указанием их
характера и особенностей.
V. Режим рабочего времени педагогических работников и иных работников в
периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий (деятельности
организации по реализации образовательной программы, по присмотру и уходу за
детьми) по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям
5.1. Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по
реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся
в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарноэпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем
педагогических работников и иных работников.
5.2. В периоды, указанные в пункте 5.1 настоящих Особенностей, педагогические
работники и иные работники привлекаются к выполнению работ в порядке и на условиях,
предусмотренных для режима рабочего времени работников организации в каникулярное
время.